Положение об организации школьных перевозок обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШОЛОХОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МБОУ «Калининская СОШ»)

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета
МБОУ «Калининская СОШ»

приказом от 11.05.2021 г № 26
директор МБОУ «Калининская СОШ»

протокол от 07.05.2021 г № 3

________________ С.П. Калмыков

Положение
об организации школьных перевозок
обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»

х. Калининский
2021 год
1

1. Общие положения
1.1. Настоящее

Положение об организации специальных (школьных) перевозок
обучающихся, (далее - Положение) разработано в целях формирования единого подхода к
организации и осуществлению перевозок организованных групп детей, а также обеспечения
безопасности дорожного движения, предупреждения травматизма и осуществления
комплекса, профилактических мер, направленных на предупреждение аварийности.
1.2. Положение определяет основные требования к организации специальных (школьных)
перевозок, использованию школьного автобуса, повышению безопасности дорожного
движения, по обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей (законных
представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок (далее - школьные
перевозки) в МБОУ «Калининская СОШ», а также обязанности и ответственность
должностных лиц и работников образовательной организации, управляющих школьным
автобусом (далее - водители), осуществляющих организацию и перевозку учащихся
школьным автобусом.
1.3. Требования настоящего Положения обязательны для всех участников
образовательного процесса, осуществляющих или обеспечивающих деятельность, связанную
с организацией и осуществлением перевозок детей на школьных маршрутах, а также для
водителей образовательной организации.
1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии:
1. Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 №1527;
2. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
23.12.2012 года №273;
3. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного
движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.93 №1090 (далее-ПДД);
4. Методическими рекомендациями по обеспечению санитарноэпидемиологического
благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным
транспортом, утвержденными руководителем Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека и главным государственным
инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации от 21.09.2006,
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об
утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня
мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к
безопасной эксплуатации».
5. Приказом Минтранса России от 29.07.2020 года № 264 «Об утверждении Порядка
прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками,
принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств
автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
(зарегистрировано в Минюсте России от 23.11.2020 №61064);
6. Приказ Минтранса России от 31.07.2020 года № 282 «Об утверждении профессиональных
и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к
работникам юридических и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом
пункте 2 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте
России 23.11.2020 №61070);
7. Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации
ответственного за обеспечение БДД на право заниматься соответствующей деятельностью»
2

(Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2020 года №61269);
8. Правила организации и проведения технического осмотра автобусов, утвержденные
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2020 года № 741.
9. Приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения
транспортных средств тахографами».
10. Приказом Минтранса от 11.09.2020 года № 368 «Об утверждении обязательных
реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
1.5. Ввиду отсутствия необходимой производственно-технической, кадровой и
нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного
движения при осуществлении школьных перевозок, образовательная организация заключает
договоры на техническое обслуживание и ремонт автобусов со специализированными
организациями, имеющими соответствующий сертификат, на медицинское обеспечение с
организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Образовательная
организация
должна
обеспечить
кадровый
состав
и
нормативно-методическую базу, позволяющую обеспечить безопасность дорожного
движения при осуществлении школьных перевозок, и иметь лицензию на осуществление
школьных перевозок.
1.6. Автобусы, используемые для осуществления школьных перевозок, должны
соответствовать требованиям «Автобусы для перевозки детей. Технические требования»
ГОСТ Р51160-98.
Школьный автобус должен быть:
- зарегистрирован в установленном порядке и застрахован;
- допущен к участию в дорожном движении;
- с отметкой о пройденном своевременном техническом осмотре (ст. 15 Федерального закона
от 01.07.2011г. № 170-ФЗ) и предрейсовом осмотре;
- в исправном состоянии;
- оснащен ремнями безопасности.
Укомплектован:
-двумя легкосъемными огнетушителями, один из которых должен размещаться в кабине
водителя, другой-в пассажирском салоне автобуса;
-квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета (ширина
каймы - 1/10 стороны квадрата), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 ПДД
«Дети», которые должны быть установлены впереди и сзади автобуса (сторона квадрата
опознавательного знака должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм):
-двумя медицинскими аптечками;
-не менее чем двумя противооткатными упорами;
-знаком аварийной остановки, выполненным по ГОСТ Р 41.27;
- при движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его
крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета,
обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
При выезде на линию к месту посадки водитель должен лично проверить состояние
вышеуказанной комплектации автобуса.
1.7. Эксплуатация школьных автобусов осуществляется согласно перечню документов,
указанных в п.9.5 настоящего Положения.

2. Требования к организации деятельности по обеспечению безопасности школьных
перевозок

2.1. К требованиям по обеспечению безопасности школьных перевозок образовательной
организацией относятся:
-обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
работников образовательной организации, осуществляющей школьные перевозки;
3

-обеспечение соответствия школьных автобусов, используемых в процессе эксплуатации,
требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании
-обеспечение безопасных условий школьных перевозок.
2.2. При организации работы, направленной на обеспечение безопасности школьных
перевозок, образовательная организация осуществляет контроль за соблюдением требований,
установленных настоящим пунктом, а также мероприятий по подготовке работников
образовательной организации, осуществляющей школьные перевозки, к безопасной работе и
школьных автобусов к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в Перечне
мероприятий по подготовке работников образовательной организации, осуществляющих
школьные перевозки школьными автобусами, к безопасной работе и школьных автобусов к
безопасной эксплуатации (далее - Перечень), утверждаемом приказом РОО.
Образовательная организация или уполномоченное им лицо проводит проверки
соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 1.3-1.6, 2.3-2.6 Перечня, в отношении
должностного лица образовательной организации, ответственного за обеспечение
безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Образовательная организация или уполномоченное им лицо проводит проверки
соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 1.7
Перечня, в отношении должностного лица образовательной организации, ответственного за
обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного
раза в шесть месяцев. Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего
пункта, оформляются документально.
2.3. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП)
образовательное учреждение (организация) осуществляет ежегодное планирование
мероприятий, указанных в Перечне.
В случае ДТП с участием школьных автобусов, принадлежащих образовательной
организации, образовательная организация проводит анализ причин и условий,
способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и
хранятся не менее трех лет. Образовательная организация осуществляет указанный анализ в
соответствии с Федерации от перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке
работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,
к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

3. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
работников образовательной организации, осуществляющей школьные перевозки

3.1. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
водителей достигается:
-при проведении профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей;
-посредством контроля за состоянием здоровья водителей, соблюдением режима труда и
отдыха в процессе их работы;
-прохождением инструктажа по безопасности школьных перевозок.
3.2.
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно
связанных с движением школьных автобусов (за исключением водителей),достигается:
-проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников,
непосредственно связанных с движением школьных автобусов (за исключением водителей);
-проведением в установленном порядке аттестации должностного лица образовательной
организации, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
3.3. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников образовательной
организации, непосредственно связанных с движением школьных автобусов, проводятся в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
4

3.4. Образовательная организация:

1) обязана:

-обеспечить контроль состояния здоровья водителей школьных автобусов, не допускать к
управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения
(алкогольного, наркотического или иного токсического);
-в соответствии со безопасности дорожного» организовывать проведение обязательных
медицинских осмотров водителей;
-осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной
медицинский осмотр в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и
социального развития перечней вредных выполнении периодические обязательных с
вредными»;
2) имеет право в случае обнаружения признаков ухудшения состояния здоровья водителя,
угрожающего безопасности движения, направить его на внеочередное обязательное
медицинское освидетельствование;
3) обеспечивает:
-документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных медицинских осмотров
водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными
напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими
заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций;
-контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима
рабочего времени и времени отдыха водителей.
3.5. Образовательная организация обязана обеспечить водителей следующей информацией:
-о погодных условиях движения на маршруте;
-о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового
обслуживания;
-о местах стоянки школьных автобусов;
-о телефонах дежурных частей подразделений Государственной инспекции безопасности
дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской
Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции) по маршруту движения;
-об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации школьных автобусов
при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
-о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений ПДД, правил технической
эксплуатации школьных автобусов и других требований и норм безопасности дорожного
движения, произошедших с участием водителей образовательной организации;
-о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов
управления движением школьных автобусов и порядке связи с этими пунктами;
-о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения школьных
автобусов по независящим от него причинам;
-о маршруте движения школьного автобуса, условиях и режимах движения на маршруте,
местах концентрации ДТП на школьных маршрутах.
3.6. Информация, указанная в пункте 3.5 настоящего Положения, должна доводиться до
водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального
инструктажей.
3.7.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями школьных автобусов при
приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику
вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения об образовательной организации (размер и структура парка школьных
автобусов, виды осуществляемых перевозок);
- требования по организации и безопасной эксплуатации школьных автобусов,
предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность в данной образовательной
организации;
5

- правила внутреннего трудового распорядка;
- порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния школьного
автобуса;
- пассажировместимость;
особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или
инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;
-основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах
преобладающих видов ДТП;
-документы, необходимые для осуществления перевозок учащихся.
3.8. Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту
движения.
В тематику пред рейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
-протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест
концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения; -конечные,
промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при
необходимости), стоянки школьных автобусов;
-расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов
подразделений Госавтоинспекции, диспетчерских пунктов;
-условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и
пешеходных потоков;
-безопасность движения в период каникул учащихся;
-информация об изменениях в организации школьных перевозок, об особенностях проезда
железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений;
-меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
-действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения школьного
автобуса по независящим от него причинам (при перевозке учащихся по школьным
маршрутам);
-особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья
или инвалидов с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, зрения, слуха,
применительно к конкретному маршруту движения;
-особенности подачи школьного автобуса к месту посадки учащихся;
-особенности посадки и высадки учащихся, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами,
сопровождающими учащихся.
3.9. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями школьных автобусов два раза
в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. В тематику сезонных инструктажей
включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления школьных
автобусов в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением
безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
3.10. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями школьных автобусов при
необходимости срочного доведения до них информации в случаях:
-вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на
профессиональную деятельность водителей;
-изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного
движения;
-получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и
экологическим ущербом;
-совершения и (или) угрозы совершения террористических актов. При проведении
инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий
водителя.
3.11. Образовательной организации запрещается допускать водителей к работе, связанной с
управлением школьными автобусами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
6

3.12. Образовательной организацией осуществляется документальный учет сведений о

лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших
инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся
образовательной организацией в течение не менее трех лет.
3.13. Образовательной организацией к управлению школьными автобусами,
осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители,
соответствующие следующим требованиям:
-имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не
менее 1-го года из последних 2 лет;
-не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки детей к
административной ответственности в виде лишения права управления ТС или
административного ареста за административные правонарушения в области дорожного
движения.
-прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в
соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,
утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем
вторым пункта 2 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
-прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством
здравоохранения Российской Федерации.(пункт 8 Постановления Правительства РФ от 30
июня 2015 г. № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей
автобусами»)

4. Обеспечение безопасности эксплуатируемых школьных автобусов
4.1.
Образовательная организация обязана обеспечить:
- безопасность школьных автобусов, используемых для выполнения школьных перевозок, в
процессе эксплуатации;
- защиту школьных автобусов от актов незаконного вмешательства в соответствии с
законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
- проведение предрейсового контроля технического состояния школьных автобусов;
- организацию технического обслуживания и ремонта используемых школьных автобусов в
соответствии с предписаниями изготовителя.
4.2. Для выполнения школьных перевозок необходимо использовать школьные автобусы,
допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
4.3. Школьный автобус, техническое состояние которого не соответствует
требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090, не может допускаться к
выполнению школьных перевозок без устранения выявленных несоответствий и повторного
контроля технического состояния.
4.4.Запрещается выпуск на линию школьных автобусов, не прошедших предрейсовый
контроль технического состояния.
4.5. Сведения о проведенном контроле технического состояния школьного автобуса и месте
его проведения фиксируются в путевых листах.
4.6. Контроль технического состояния школьных автобусов при выпуске на линию (возврате
с линии) обеспечивается работником образовательной организации, осуществляющим допуск
школьных автобусов к эксплуатации.
4.7. При организованной перевозке группы детей автобусами запрещено допускать в автобус
и (или) перевозить в нем лиц, не включенных в списки, кроме назначенного медицинского
7

работника.(пункт 18 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 652 «О внесении
изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования
правил организованной перевозки группы детей автобусами»).
4.8. Технический осмотр проводится каждые 6 месяцев, начиная со времени первого
техосмотра; техническое обслуживание механизмов, узлов и деталей, определяющих
безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины,
огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), проводится согласно
графику проведения технического обслуживания лицензионной специализированной
организацией в соответствии с договором по техническому обслуживанию и ремонту
школьных автобусов.
4.9. Образовательная организация обязана обеспечивать техническое обслуживание
(ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО - 1);
второе техническое обслуживание (ТО - 2); сезонное (СО) и ремонт автобусов в порядке и
сроки, определяемыми нормативными документами.
5. Обеспечение безопасных условий организации школьных перевозок
Маршруты школьных перевозок организуются на автомобильных дорогах I-IV
категорий.
Школьные перевозки на участках дорог V категории могут быть организованы на
подъездах к сельским населенным пунктам школьными автобусами, относящимися к
категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого
дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей
части, достаточных для разъезда школьных автобусов в зоне видимости с транспортными
средствами встречного направления движения с соблюдением ПДД и требований
безопасности, предъявляемых к школьным автобусам.
5.2. Организация движения по школьному маршруту, проходящему через нерегулируемый
железнодорожный переезд, осуществляется по согласованию с владельцем данного переезда.
5.3. Запрещается отклонение от установленного схемой школьного маршрута пути
следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута
(кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и
дорожного движения).
5.4. Образовательная организация должна проводить контроль выполнения
всех рейсов, предусмотренных графиком движения школьного автобуса на
обслуживаемыхимишкольныхмаршрутах,анализироватьпричинынесоблюден ия водителем
графика движения и при необходимости корректировать график движения.
5.5. Перевозка учащихся школьными автобусами должна осуществляться с включенным
ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении
колонны патрульными автомобилями подразделений Госавтоинспекции - старшим наряда
сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при
этом скорость не должна превышать 60км/ч.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) организованная перевозка группы детей
допускается к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение
организованной перевозки детей (доставка до конечного пункта назначения,
определенного графиком движения, или до места ночлега). При этом после 23.00
расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
5.6.
Перевозка детей запрещается, когда дорожные или метеорологические
условия представляют угрозу безопасности перевозки.
5.7. В пути следования остановка автобуса (ов) может производиться только на
специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить
внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.
5.8.
При вынужденной остановке, вызванной технической неисправностью, водитель

5.1.

8

должен остановить автобус, так чтобы не создавать помех для движения других
транспортных средств, включить аварийную сигнализацию и выставить позади
автобуса знак аварийной остановки.
5.9. Первым из автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у передней части
автобуса, руководит высадкой детей.
5.10. В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного
заболевания, кровотечения, обморока и пр. водитель автобуса обязан немедленно
принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт.
5.11. Об организации школьных перевозок уведомляются подразделения Госавтоинспекции
для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.

6. Порядок обследования школьных автобусных маршрутов
В целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания
автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их
инженерного оборудования требованиям безопасности движения уполномоченным органом
местного самоуправления муниципального образования, по территории которого проходят
школьные автобусные маршруты, создается комиссия, которая производит их обследование
перед открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год(к осенне-зимнему и
весенне- летнему периоду)в порядке, определяемом действующими законодательными и
иными нормативными правовыми документами. Результаты обследования оформляются
актом, в котором дается заключение о возможности эксплуатации действующих и открытии
новых школьных автобусных маршрутов.
6.2. В случае несоответствия действующих школьных автобусных маршрутов требованиям
безопасности дорожного движения руководителями уполномоченных органов местного
самоуправления на основании соответствующего заключения по обследованию данных
маршрутов в трехдневный срок принимаются решения о временном прекращении
автобусного движения на этих школьных маршрутах или закрытии школьного маршрута, о
чем
немедленно
информируются
руководители
образовательных
организаций,
осуществляющих школьные перевозки.
6.3. Запрещается открытие школьных маршрутов если минимальная ширина проезжей
части улиц и дорог в поселках и сельских населенных пунктах составляет менее 6
метров, через нерегулируемые железнодорожные переезды, ледовые переправы,
путепроводы, плотины и другие искусственные сооружения, не отвечающие
требованиям обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей, а также
безопасности дорожного движения, предупреждения травматизма и осуществления
комплекса, профилактических мер, направленных на предупреждение аварийности.

6.1.

7.

Обязанности руководителя образовательной организации, осуществляющей
школьные перевозки

Руководитель образовательной организации при организации школьных перевозок
школьными автобусами, в введении которого они находятся, обязан:
7.1. Составить и утвердить на каждый маршрут школьных перевозок паспорт и схему
маршрута с указанием опасных участков и особенностей дорожных условий. Паспорт и схема
маршрута должны быть согласованы с подразделениями Госавтоинспекции и с владельцами
автомобильных дорог. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об
изменении дорожных условий. Паспорт маршрута составляется по форме,
установленнойдлямаршрутовавтобусноготранспортаобщегопользования.
7.2. Разрабатывать графики движения на основе определения нормативных значений
скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными
пунктами с учетом соблюдения режима труда и отдыха водителей, регламентируемого
9

действующими нормативными документами. Графики движения школьных автобусов
должны утверждаться руководителем образовательной организации, осуществляющей
школьные перевозки, и вывешиваться в образовательной организации, в которую
доставляются учащиеся.
Графики движения школьных автобусов на каждый маршрут составляются после
установления маршрутов, количества рейсов, марок школьных автобусов, скоростей
движения по участкам маршрутов.
Графики движения школьных автобусов и режим работы водителей должны
обеспечивать:
-своевременную доставку учащихся в образовательную организацию и обратно;
-безопасность перевозки учащихся;
-соблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего
времени и времени отдыха водителей.
7.3. Осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения графика движения и
норм предельной вместимости школьных автобусов, соответствия пути движения школьных
автобусов установленным маршрутам школьных перевозок.
Движение школьных автобусов на маршрутах организуется в строгом соответствии с
разработанными графиками. Количество рейсов в сутки определяется из расчета доставки
учащихся к месту учебы и обратно.
7.4. Утверждать списки учащихся, нуждающихся в подвозе, с указанием их места
жительства и наименований автобусных остановок.
7.5. Допускать к школьным перевозкам водителя школьного автобуса и закреплять
школьный автобус за ним соответствующим приказом.
7.6. Назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения при
осуществлении школьных перевозок работника образовательной организации, прошедшего
инструктаж по охране труда, специальное обучение и аттестованного в установленном
порядке.
7.7. Назначать сопровождающих лиц из числа работников образовательной организации и
обеспечивать их инструктаж по вопросам безопасности дорожного движения и правилам
оказания первой медицинской помощи.
7.8. Разрабатывать и утверждать для всех работников, деятельность которых влияет на
обеспечение
безопасности
дорожного
движения,
должностные
инструкции,
устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП, и осуществлять контроль за их
исполнением.
7.9. Не допускать использование школьных автобусов не по назначению (перевозки для
хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой детей, и т.п.).
7.10. Обеспечить:
-каждого водителя, выполняющего школьные перевозки, путевым листом, графиком
движения по маршруту школьных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных
участков;
-проведение технического обслуживания и ремонта школьных автобусов в порядке и сроки,
определяемые действующими нормативными документами; -проведение занятий или
инструктажей по требованиям безопасности и правилам поведения учащихся при
осуществлении школьных перевозок;
-проведение ежедневного предрейсового инструктажа водителя по безопасности дорожного
движения и антитеррористической безопасности;
-проведение ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
-ежедневный контроль технического состояния школьных автобусов перед выездом на линию
и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе должностного
лица, ответственного за техническое состояние школьных автобусов, об их технической
исправности;
-стоянку школьных автобусов в местах, исключающих возможность бесконтрольного доступа
к ним посторонних лиц (гаражи, охраняемые территории и др.), в условиях, обеспечивающих
10

их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе террористического
характера, а также возможность проведения технического обслуживания школьных автобусов
и подготовку их к рейсу;
-охрану школьных автобусов в местах стоянки при проведении экскурсионных,
развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;
-соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.

8.

Обязанности сопровождающих при осуществлении школьных перевозок

8.1. Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан: -обеспечить
посадку в школьный автобус включенных в список учащихся, подлежащих перевозке;
-производить учет учащихся при посадке и высадке из школьного автобуса;
-следить за тем, чтобы во время движения школьного автобуса учащиеся не вставали со своих
мест, не ходили по салону, не пытались самостоятельно достать с полок вещи, не трогали
никаких устройств в салоне школьного автобуса, не открывали окна без разрешения, не
отвлекали водителя, были пристегнуты ремнями безопасности;
не допускать нахождения в салоне школьного автобуса посторонних лиц;
-обеспечивать порядок в салоне школьного автобуса и соблюдение правил поведения при
осуществлении школьных перевозок;
-в процессе осуществления школьных перевозок находиться у двери школьного автобуса.
8.2. По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их
родителям (законным представителям) либо при наличии заявления родителей (законных
представителей) разрешает учащимся самостоятельно следовать от остановки школьного
автобуса до места жительства.
Количество сопровождающих должно быть не менее количества дверей в школьном
автобусе.
Для сопровождения учащихся, перевозимых колонной школьных автобусов,
учреждениями здравоохранения выделяются медицинские работники на договорной основе.

9. Правила поведения при осуществлении школьных перевозок
9.1. На всем протяжении маршрута движения школьного автобуса учащиеся должны
занимать только отведенные им при первичной посадке в школьный автобус места, быть
пристегнутыми ремнями безопасности. Пересаживаться с места на место в процессе движения
и после остановок (стоянок) школьного автобуса без разрешения сопровождающего
запрещается.
9.2. Лицам, находящимся в школьном автобусе, запрещается курить, использовать
ненормативную лексику и употреблять спиртные напитки.
9.3. Окна в салоне школьного автобуса при движении должны быть закрыты.
9.4. Водителю запрещается:
-следовать со скоростью более 60 км/ч;
-изменять маршрут следования;
-останавливать школьный автобус вне мест, предусмотренных паспортом школьного
маршрута, кроме случаев вынужденной или экстренной остановки;
-перевозить в салоне школьного автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж или
инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;
-при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;
-осуществлять посадку и высадку учащихся до полной остановки автобуса, без включенной
аварийной сигнализации, без постановки автобуса на стояночный тормоз;
-в местах посадки и высадки учащихся запрещается движение задним ходом; -во время
движения отвлекаться от управления автобусом (разговаривать, принимать пищу, курить,
включать в кабине громкую музыку); -покидать свое место или оставлять школьный автобус,
11

если не предприняты меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса или
использование его в отсутствие водителя.
В пути следования водитель обязан строго выполнять ПДД, плавно трогаться с места,
выдерживать дистанцию до впереди идущего автотранспортного средства, без необходимости
резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть внимательным к окружающей
обстановке. После высадки детей из школьного автобуса водитель должен осмотреть салон
школьного автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их
сопровождающему.
9.5.
Водитель должен иметь при себе следующие документы:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством
соответствующей категории;
- регистрационные документы на транспортное средство;
- путевой лист;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности
владельца транспортного средства;
- паспорт (схема) маршрута;
- график движения с указанием маршрута, местами и временем остановок;
- решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями)
подразделения Госавтоинспекции или уведомления о принятии отрицательного решения
по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;
- копию договора фрахтования;
- документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество,
должность, номер телефона), копия лицензии на осуществление медицинской
деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным
предпринимателем - при организованной перевозке группы детей в междугородном
сообщении организованной транспортной колонной в течение более 12 часов согласно
графику движения.
9.6. В случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом
или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение
Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа
Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение
Госавтоинспекции) на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы
детей подается уведомление об организованной перевозке группы детей.
В случае если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед началом
осуществления такой перевозки подается заявка на сопровождение автобусов патрульным
автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции:
- при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования,
расположенным на территории нескольких муниципальных образований в пределах субъекта
Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований,
нескольких субъектов Российской Федерации, - в подразделение Госавтоинспекции на
региональном уровне по месту начала организованной перевозки группы детей либо Центр
специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по обеспечению
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- при необходимости организации сопровождения по дорогам общего пользования,
расположенным в пределах районов, городов и иных муниципальных образований, закрытых
административно-территориальных образований, комплекса "Байконур", - в подразделение
Госавтоинспекции на районном уровне по месту начала организованной перевозки группы
детей

-

12

10. Требования к использованию школьных автобусов образовательной организацией,
в ведении которых они находятся

10.1. Школьные автобусы, находящиеся в собственности, используются образовательной
организацией, в ведении которых они находятся, для доставки учащихся в образовательную
организацию, развоза учащихся по окончании занятий.
При осуществлении перевозок учащихся по установленным школьным маршрутам в
случае наличия в школьном автобусе свободных сидячих мест руководитель образовательной
организации, в ведении которого он находится, может разрешить соответствующим приказом
доставку сотрудников данной образовательной организации на школьном автобусе до места
работы и обратно по окончании занятий.
В случае если не нарушается режим подвоза учащихся на учебные занятия, возможно
использование автобуса при осуществлении специальных перевозок групп учащихся при
организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых
мероприятий в соответствии с детей автобусами, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерацииот17.12.2013№ 1177.
10.2. Руководитель образовательной организации, в ведении которого находится школьный
автобус, может использовать его в каникулярное время, выходные и праздничные дни для
подвоза учащихся на внешкольные мероприятия.

11. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего положения.
11.1. Органами, осуществляющими контроль за соблюдением настоящего Положения,
являются:
- Южное УГАДН
- Администрация района;
- Отдел образования;
- МРЭО ГИБДД МВД России Шолоховский.
11.2. Указанные органы в рамках предоставленных им полномочий
осуществляют возложенные на них контрольные функции и при необходимости применяют
предусмотренные, действующим законодательством меры ответственности к участникам
процесса подвоза учащихся.

12.

Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых
(принятых) в ходе подвоза учащихся.

12.1. Учащиеся, их родители (законные представители) имеют право на обжалование
действий или бездействий должностных лиц общеобразовательной организации,
осуществляющих подвоз учащихся в досудебном и судебном порядке.
12.2.
Предметом досудебного обжалования является нарушение установленного
настоящим положением и действующим законодательством порядка осуществления подвоза
школьников к месту учебы и обратно.
12.3. Основанием для начала досудебного обжалования является подача заявления,
обращения в соответствии с предметом досудебного обжалования.
12.4. Перечень оснований для отказа в предоставлении ответа на обращение: отсутствие
сведений о лице (фамилия, имя, отчество), обратившегося с жалобой об обжалуемом
решении.
12.5. Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется не
позднее 15 дней с момента ее получения.
12.6. Заявитель имеет право на получение информации и необходимых документов для
обоснования и рассмотрения жалобы.
12.7. Обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц, осуществляемых в
13

ходе выполнения настоящего положения, производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
12.8. Контроль за деятельностью должностных лиц общеобразовательной организации
осуществляет директор общеобразовательной организации.

12.9.

13. Финансирование подвоза детей
14.
14.1. Обучающиеся (воспитанники) образовательной организации и сопровождающие их
лица, а также педагогический и технический персонал образовательной организации
пользуются правом бесплатного проезда в школьном автобусе в поездках следующего
характера:
- регулярные, связанные с учебно-воспитательным процессом;
- к местам отдыха и обратно;
- по туристко-экскурсионным маршрутам;
- на спортивные, оздоровительные, культурно-просветительные и иные
мероприятия.
14.2. Финансирование подвоза обучающихся школьными автобусами осуществляется за
счет средств муниципального бюджета в целях обеспечения конституционных гарантий
доступности образования.

15.

Ответственность лиц, организующих и (или) осуществляющих школьные
перевозки

Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в установленном
законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье
учащихся образовательной организации, перевозимых автобусом, а также за нарушение их
прав и свобод.

16. Прекращение действия Правил
Срок действия настоящего Положения не ограничен. При изменении законодательства в
настоящее Положение вносятся изменения в установленном порядке.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».