23.09.2024
СЕРТИФИКАТ музейеого уголка МБОУ Калининская СОШ
Приказ о создании музея в МБОУ Калининская СОШ
Положение о музее МБОУ Калининская СОШ
Приказ о создании совети и актива школьного музея в МБОУ Калининская СОШ
План работы музейного уголка Казачья горница на 2024-2025 гг
Учетная карточка школьного музея
Акт обследования школьного узея
"Казачья горница" Видео-экскурсия
Главной задачей каждой школы является воспитание всесторонне развитого и хорошо образованного с высокими моральными качествами человека. В этом направлении работает и наша школа.
Музей является важной неотъемлемой частью воспитательной работы, направленной на решение поставленной задачи. Каждый уважающий себя человек должен знать не только историю зарождения и развития государств, но и историю своей малой родины, помнить свои корни, стараться сохранить память о них последующим поколениям. Поэтому тематика музея выбрана не случайно, собранные экспонаты, предметы старины помогают детям ближе познакомиться с культурой и бытом донского казачества.
Люби Россию,
Ибо она твоя мать,
И ничто в мире не заменит тебе её.
Люби Дон,
Ибо он колыбель твоей свободы.
Культура и быт донского казачества.
Раньше наш хутор назывался Семеновский, в честь первого поселенца. Позднее, когда все населенные пункты стали носить фамилии революционеров, хутор стал называться Калининский, в честь Михаила Ивановича Калинина.
Казачьи курени известны с середины 19 века. Сама усадьба была практически открытой, так как изгородь состояла из плетней и имела, скорее, значение межи, нежели защиты.
Классический казачий курень представлял собой квадратный в плане дом (по народному выражению - круглый ). Наша музейная комната немного удлинённая, но всё, что здесь представлено, принадлежало настоящим казачьим куреням.
Справа при входе – русская плита с различными размерами чугунков ,кочергой, чаплей и рогачами. Однако у казаков были печи в каждом курене. Она служила не только для приготовления пищи, но была ещё излюбленным местом для всех домочадцев. На печи можно было отдохнуть и погреться после лютого мороза. Предпочтение отдавали, конечно, старикам и детям.
Казачки содержали дом в чистоте, чему способствовало не только усердие, но и отделение хозяйственных помещений. Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены были украшены, у тех, кто побогаче, коврами. На них развешивали оружие и сбрую. На свободных участках помещали портреты, фотографии, картины.
В горнице имелся шкаф для посуды. За дверцами размещались самые ценные фарфоровые, стеклянные и серебряные предметы. В повседневности пользовались глиняной и металлической посудой. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная казаком из далека. Здесь же находился стол, за которым готовила казачка.
В левом углу комнаты оформлен святой угол с иконами, который должен быть виден от входа. Здесь представлено несколько икон: изображение Иисуса Христа, Божьей матери Пресвятой Багородицы, святого Николая Чудотворца.
Иконы укрыты белоснежными вышитыми и выбитыми полотенцами. Под иконами ставили столик, покрытый скатертью (на нём лежали церковные книги). Христианская вера изначально при зарождении казачества играла важную роль. Важным условием приёма в казаки была вера во Христа.
У нас здесь размещен сундук, место, где хранились вещи казаков. Для молодой казачки сундук – это приданное. Девушки из богатой семьи имели кованный сундук, а победнее деревянный.
Основной одеждой казаков в повседневной жизни была военная форма. Несмотря на универсальность одежды, казаки сохраняли индивидуальность в способе ношения. Рубахи одевались на штаны и подпоясывались ремнем, те в свою очередь, в высокие носки из белой овечьей шерсти; на голове красовались фуражки, а в зимнее время – папаха набекрень. Верхней одеждой служил овчинный тулуп. На ноги надевали сапоги, а зимой валенки с галошами, чтобы не промокали ноги.
Если в казачьей семье был единственный мальчик, то при призыве его на воинскую службу ему продевали кольцо в ухо, чтобы не отправлять на бой, а сохранить для продолжения рода.
Женская одежда испытывала заметное влияние европейской моды. Основным компонентом была юбка с кофтой. Их шили из ткани одного цвета. Блузы различного кроя имели разнообразные наименования: кираса, гейша, матене. На юбку нашивали бархатные или шелковые ленты, отделывали их оборками. Под юбку одевались одна или несколько нижних юбок. На улице голову и плечи казачки покрывали шалью – шелковой и шерстяной, украшенной бахромой, носили много украшений – серьги, кольца, ожерелья… Зимой носили плюшки и шерстяные платки.
У окна располагался стол с лавками, где собиралась вся семья во время обеда и встречали гостей.
Далее у нас размещаются экспонаты, собранные учащимися нашей школы. Это ножницы, которыми стригли овец. В углу гребень-чесало. Самые простые используются для грубой шерсти или на первом этапе чески. ... На неподвижном гребне остаётся ненужный мусор. Эти остатки можно использовать для войлока, либо выбросить. Далее шерсть обрабатывали ческами и потом казачки пряли пряжу. У нас находится прялка, которой 98 лет. Из пряжи вязали носки, платки и другие изделия. Наиболее умелые женщины шили одежду на машинке.
У плиты находится коромысло, на нем носили ведра с водой. Здесь размещены деревянные миникорыта (изготовленные учащимися нашей школы), стиральная доска, рубель для глажения, угольный утюг. Внизу находится деревянная бочка, используемая для солений, керогаз для приготовления пищи. Большая бутыль для крепких напитков и ступка. Древний природный материал для ступок – дерево. Понятно, что в такой лесной стране, как наша, деревянные ступы имели большое хождение, но в них не растирали, а толкли. Наиболее популярные ступки, цельновыточенные из твердых пород дерева, предназначены скорее для сухих, полусухих или маслянистых продуктов – трав, семян, орехов и т.д., имеют достаточную твердость и прочность и позволяют в них не только толочь, но и растирать. Масляная пленка, образующаяся на дереве со временем, предохранит его от впитывания влаги и растрескивания. За обмолот муки на мельнице казаки часть муки отдавали мельнику. Однако некоторые семьи не могли себе это позволить, и поэтому в деревянной ступе производили муку, а затем деревянным корцом её набирали.
Жизнь казаков сопровождалась многими действиями, установленными традициями, которые продолжают существовать и поныне.
Славься Дон и в наши годы,
В память вольной старины.
В час невзгоды - честь свободы
Отстоят твои сыны.