Кодекс профессиональной этики учителя

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета
МБОУ «Калининская СОШ»

приказом от 31.12.2014 г № 266
директор МБОУ «Калининская СОШ»

протокол от 30.12.2014 г № 9

________________ С.П. Калмыков

КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧИТЕЛЯ
МБОУ «Калининская СОШ»
I. Общие положения
1. Кодекс профессиональной этики УЧИТЕЛЯ (далее - Кодекс) разработан в
соответствии с положениями Конституции Российской, Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом
Президента российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, с Положением о нормах
профессиональной этике педработников МБОУ «Калининская СОШ».
2. Кодекс - это свод правил и принципов педагогической этики и
профессионального поведения учителя, который регулирует систему
межличностных отношений в образовательном процессе.
3. Кодекс определяет совокупность этических требований, вытекающих из
принципов педагогической морали, ключевыми нормами которой являются
профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость,
педагогическая честь и педагогический авторитет.
4. Кодекс служит целям:
- сохранения в образовательном процессе нравственной ответственности учителя за
воспитание личности гражданина России;
- утверждения необходимости личностной позиции учителя как гражданина России;
- обеспечения консолидирующей роли учителя в обществе;
- обеспечение единых норм поведения учителей МБОУ «Калининская СОШ».
5. Задачи Кодекса:
- сформировать методологическую основу профессиональной этики учителя;
- выработать у учителей стремление соблюдать этические нормы поведения;
- ориентировать молодых специалистов в ситуациях этической неопределѐнности и
иных обстоятельствах нравственного выбора;
- выступать средством профессионально-общественного контроля за соблюдением
принципов профессиональной этики учителя.
6. Кодекс действует для всех учителей, работающих в МБОУ «Калининская
СОШ».
II.Основные принципы профессиональной этики учителя.

7. Учитель МБОУ «Калининская СОШ» сохраняет культурные и исторические
традиции школы, района, области, с уважением относится к значимым
областным и районным событиям и важным.
8. В своей деятельности учитель руководствуется принципами гуманности,
законности,
взаимоуважения,
демократичности,
справедливости,
профессионализма.
9. Учитель занимает активную жизненную позицию, обладает высоким уровнем
гражданской культуры.
10. Учитель обязан способствовать реализации права на получение образования
любого ребѐнка вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной
принадлежности, его социального статуса, религиозных убеждений,
материального положения, исключающей какую-либо дискриминацию.
11. Признавая, что главным условием педагогической деятельности является
профессиональная компетентность учителя, его специальные знания и
искусство в деле воспитания и обучения, учитель стремится к углублению
своих знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.
12. Профессиональная компетентность наряду с гуманистической нравственной
позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность
признавать и исправлять собственные ошибки, дает учителю право на
самостоятельное принятие педагогических решений, за которые он несет
личную ответственность.
13. Учитель своим поведением стремится подавать положительный пример всем
участникам образовательного процесса.
14. Учитель дорожит своей репутацией, не занимается аморальной и
противоправной деятельностью.
15. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной
речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии всех
участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или
оскорбительных фраз.
16. Учитель в своей профессиональной деятельности соблюдает традиционный
деловой стиль в одежде, который вызывает уважение окружающих.
III. Этические правила профессионального поведения учителя
17. Учитель стремится строить отношения с участниками образовательного
процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности.
18. Учитель должен уважать честь и достоинство ребѐнка, не может ни
санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления
жестокости или унижения по отношению к ребѐнку.
19. Грубое и негуманное отношение к ребѐнку, унижение, его человеческого
достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к
кому-либо из обучающихся предпочтения или неприязни со стороны учителя

недопустимы.
20. Учитель стремится к повышению положительной учебно-познавательной
мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы и
способности.
21. Учитель в своей профессиональной деятельности выбирает методы,
развивающие познавательный интерес обучающихся, ответственность,
самостоятельность, желание сотрудничать и помогать другим.
22. При возникновении профессиональных затруднений учитель обязан
немедленно обратиться за помощью к коллегам и специалистам в области
образования.
23. Учитель оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в
случае обращения к нему.
24. Учитель обязан хранить в тайне информацию об обучающихся, доверенную
ему участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение
о родителях (законных представителях), коллегах, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
25. Учитель не имеет права вступать с ребѐнком в финансовые отношения.
Учитель избегает ситуаций, способствующих возникновению конфликта
интересов. При возникновении ситуации, связанной с конфликтом интересов
действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Учитель обязан поддерживать благородные традиции МБОУ «Калининская
СОШ».
27. Учитель обязан активно участвовать в работе объединений школы, защищать
честь и достоинство коллег, как свои собственные.
28. Моральная обязанность учителя - беспристрастно анализировать как
собственные ошибки, так и ошибки своих коллег при осуществлении
образовательного процесса, активно препятствовать практике некомпетентных
коллег.
29. Во взаимоотношениях с коллегами учитель обязан быть честным,
справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а
также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания.
30. Критика в адрес коллеги может быть только аргументированной,
неоскорбительной и конструктивной. Критике подлежат профессиональные
действия, но не личность коллег.
31. Учитель не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах
и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных
представителей).
32. Учитель добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям
(законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом
образования и воспитания их детей при их добровольном согласии.
33. Никакое педагогическое воздействие не может быть осуществлено без
согласия родителей (законных представителей) обучающегося.
34. Учитель не вправе препятствовать родителю (законному представителю) в

выборе формы получения образования, образовательного учреждения; в
защите законных прав и интересов ребенка и участии в управлении
образовательным учреждением.
35. Учитель не вправе препятствовать родителю (законному представителю),
решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка
другому педагогу.
36. Учитель не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования
обучающихся. Конструктивное обсуждение их возможно только со взрослыми
членами семьи при полном и добровольном их согласии.
37. Учительские исследования могут проводиться лишь при условии
добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего
участие в исследовании (обучающегося, родителя (законного представителя),
после предоставления ему полной информации.
38. Учитель должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом
применении новых для него методов обучения и воспитания и нести личную
ответственность за результат.
IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса
39. Кодекс является добровольно принятой нормой.
40. Соблюдение учителем положений Кодекса – один из критериев его
профессионального поведения
41. За нарушение положений Кодекса Учитель несѐт моральную ответственность
перед обществом, коллегами и своей совестью.
42. Нарушение положений Кодекса подлежит моральному осуждению, а в
случаях, предусмотренных законодательством, может повлечь применение
меры юридической ответственности.
43. Факты нарушения учителем правил и принципов педагогической этики и
профессионального поведения учителя, предусмотренных Кодексом,
рассматриваются на педагогическом совете и могут учитываться при
проведении аттестаций учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».